Что такое код DataMatrix и для чего он используется?

Штрих-код

Для исключения возможности производства и продажи фальсифицированной продукции правительство России приняло ряд законопроектов о выполнении производителями и продавцами маркировки определённых групп товаров. В 2020 году перечень товаров, подлежащих прохождению процедуры маркирования, был существенно расширен, а также вступили в силу законы, обязывающие компании, выполняющие не только производство, но и продажу товаров, проводить их обязательную маркировку. Один из самых простых способов выполнить маркировку продукции, для того чтобы вести свою коммерческую деятельность в правовом поле Российской Федерации, является использование Matrix Data code.

Что такое DataMatrix код?

По своей сути Matrix Data code представляет собой специализированный двухмерный идентификатор матричного типа, имеющий форму квадрата или прямоугольника. Используя этот идентификатор, можно проводить маркировку товаров, указывая при этом такую важную информацию, как страна производитель, состав и характеристики продукции, а также многое другое.

Маркировка продукции с помощью Matrix Data code представляет собой уникальный штрих-код в виде квадратов, в которых располагается чётное количество рядов и столбцов. Стоит отметить, что по желанию производителя штрих-код может иметь те только белую и чёрную, но и любую другую цветовую гамму.

История DataMatrix

Впервые маркировка DataMatrix начала использоваться международной организацией GS1 в 2010 году. Практически сразу после этого данный вид штрих-кода начали активно внедрять и многие другие компании и ассоциации. Если говорить о нашей стране, то впервые этот код начали применять в 2012 году, однако предоставлять официальную информацию о проведении маркировки с помощью кода DataMatrix на территории Российской Федерации могла только ГС1 РУС.

После принятия российским законодательством ряда законопроектов, затрагивающих вопросы, связанные с проведением маркировки отдельных видов товаров с помощью штрих-кода этого типа, в России был создан и начал функционировать Центр Развития Перспективных Технологий. Российский центр, ведя сотрудничество с ассоциацией GS1, имеет возможность проводить присвоение идентификационного номера товару, а также относить его к определённой номенклатурной группе. Как мы уже отмечали ранее в этой статье, в 2020 году правительство России провело расширение списка товаров, которые в процессе производства и продажи должны проходить маркирование при помощи DataMatrix.

К таким товарам относятся:

  • изделия из искусственного и натурального меха;
  • табачная и алкогольная продукция;
  • молочные и молокосодержащие продукты питания;
  • лекарственные средства и медицинские препараты;
  • все виды обуви;
  • автомобильные покрышки и шины;
  • парфюмерная и косметологическая продукция;
  • фототехника.

Планируется, что до 2024 года под обязательную процедуру маркирования с помощью DataMatrix попадут все товары, продаваемые и производимые на территории Российской Федерации.

Почему DataMatrix код используется для маркировки от «Честного Знака»?

«Честный знак» – это система маркировки продукции была запущена на территории Российской Федерации с 2019 года, а в качестве средства для нанесения штрих-кодов используются технологии DataMatrix.

Планируется, что использование кодировки DataMatrix позволит проводить отслеживание всего пути движения товара от производителя до итогового пользователя.

Благодаря использованию технологий отслеживания, а также применению штрих-кодов, наносимых по технологии DataMatrix, российский рынок товаров и услуг сможет стать более прозрачным, а также повысится качество производимой и продаваемой на территории Российской Федерации продукции. Внедрение маркировки «Честный знак» с использованием технологии кодирования DataMatrix выгодно и государству, так как оно сможет получать законные налоговые отчисления в полном объёме. А у компаний и предприятий, работающих на территории Российской Федерации, снижается количество возможностей вести теневой бизнес и занижать уровень своих реальных доходов, связанных с производством, реализаций и продажей товаров.

Применение технологии DataMatrix при проведении маркировки «Честный знак» также позволит наносить на товары максимально подробную маркировку, в которой будет присутствовать информация, связанная с производителем, продавцом и качеством. Также для удобства работы с маркировкой для компаний, занимающихся производством и продажей товаров, создана единая информационная сеть.

Каковы основные цели маркировки «Честный Знак» с применением технологий DataMatrix?

  • Увеличение объёмов производства. Использование маркировки «Честный Знак» с технологией DataMatrix позволяет производителям увеличить объёмы собственного производства. Кроме того, получение возможности проводить отслеживание каждой производимой единицы товара до итогового потребителя даёт возможность более грамотно и оперативно планировать производственные возможности и снизить количество затрат.
  • Легализация товаров. Компаниям, занимающимся продажей товаров, наличие маркировки «Честный знак» позволяет выполнять продажу легальной продукции, благодаря чему повышается лояльность к бренду потенциальных покупателей. Работы с единой информационной системой и ведение полностью электронного документооборота позволит снизить штат сотрудников и исключить наличие ошибок в предоставляемых государству отчетах.
  • Максимально подробная информация о товарах. Конечный потребитель также получает ряд преимуществ от внедрения маркировки «Честный знак», так как он, используя специализированное приложение на своём гаджете, может получить максимально подробную информацию о товарах. Столкнувшись с контрафактной продукцией, потребитель может сразу подать жалобу на компанию, занимающуюся её продажей.

Как функционирует маркировка «Честный Знак» с применением технологии DataMatrix?

Правительство Российской Федерации, регламентируя внедрение маркировки «Честный Знак» с применением технологии DataMatrix, описала важнейшие принципы её функционирования. Согласно законодательству РФ, создание маркировочных номеров, которые затем наносятся на товары при помощи технологии DataMatrix, должна проводиться централизовано, причём все права на это полностью переданы российскому Центру Развития Технологий. Также в документе, опубликованном правительством, указано, что нанесение кодов на продукты и товары должно проводиться только с помощью технологии DataMatrix. При этом штрих-код, формируемый с помощью технологии DataMatrix, в обязательном порядке должен состоять из двух компонентов:

  1. Компонент первый – идентификатор. Наличие на товаре или продукте идентификатора позволяет получить информацию о дате изготовления, сроках годности и его соответствии требованиям GS1.
  2. Компонент второй – код для выполнения проверки. Проверочный код продукции формируется DataMatrix при помощи криптотехнологий и имеет высокий уровень защиты от повторного нанесения.

Стоит отметить, что генерирование кодов будет платным и в её стоимость входит выполнение регистрации товара в едином информационном поле, разработка защитного шифрования, обеспечение возможности отслеживать производимый или продаваемый товар от момента изготовления и до попадания в руки конечному потребителю.

Оцените статью
Маркировка
Добавить комментарий