Какие бывают штрих-коды?

Штрих-код

Штриховой код (штрих-код) – это графическая информация, которая наносится на поверхность товара, а затем считывается специальными техническими устройствами: лазерами или сканерами.

История возникновения штрих-кода

Около 100 лет назад, чтобы приобрести товар, покупатель показывал на понравившуюся вещь, а продавец обозначал цену. Часто стоимость была разной и зависела от внешнего вида покупателя. Именно это, по мнению продавцов, служило показателем платежеспособности человека. Если цена не устраивала, покупатель либо торговался, либо уходил.

Штрих-код появился в 1949 году. Его разработчиком были Бернард Силвер, в то время являлся аспирантом Технологического института при Дрексельском университете в Филадельфии, и Норманн Джозеф. За год до создания штрих-кода, Сильвер случайно услышал, как владелец одной из производительных сетей просил декана разработать систему, которая помогала бы хранить и считывать информацию о продукте. Сильвер поделился услышанным со своим товарищем – Норманом Джозефером Вудлантом. Вместе они начали изучать различные способы маркировки. К созданию привычного нам штрих-кода, разработчики пришли не сразу.

Первоначально для маркировки использовались ультрафиолетовые чернила. Но такой способ оказался очень невыгодным и ненадежным. Такие чернила быстро выцветали, и были достаточно дорогостоящими. Через некоторое время Вудленд разработал линейный штрих-код, взяв за основу азбуку Морзе и звуковые дорожки. Цифры были закодированы с помощью азбуки Морзе, а считывание данных – с использованием звуковых дорожек. В то время это были наиболее популярные способы кодирования информации. Взяв за основу азбуку Морзе, ученый просто вытянул точки и тире. В результате штрих-код принял привычный для нас вид – сочетание черных и белых полос.

Для считывания информации использовался метод, который применялся при озвучке фильмов: преобразование элементов различной степени прозрачности в звук. Позже штрих-код приобрел круглую форму, то есть полосы были заключены в окружность. Такую форму изобретатели посчитали более удобной и безопасной. При использовании круглых штрих-кодов информация часто искажалась за счет того, что линии смазывались, поэтому было принято решение отказаться от круглой формы штрих-кодов.

Первым товаром, который прошел сканирование по штрих-коду была упаковка жвачки Juicy Fruit. Продажа была совершена 26 июня 1973 года. С тех пор, эту дату принято считать «днем рождения» штрих-кода. На сегодняшний день, штрих-коды активно используются для маркировки и хранения информации.

Какие бывают штрих-коды?

В каждой полоске штрих-кода зашифрована определенная информация о товаре или продукте. Из полосок складывается уникальный номер, который неповторим как отпечаток пальца. Встретить два одинаковых штрих-кода – невозможно. Штрих-код читается слева направо, при этом цифры обозначают следующее:

  • первые три цифры – это страна-производитель;
  • следующие пять обозначают предприятие, на котором был произведен товар;
  • следующие четыре цифры – это потребительские свойства товара: цвет, размер, материал;
  • последняя цифра – контрольная.

Все штрих-коды можно разделить на две группы: линейные и двухмерные.

Линейные штрих-коды

Линейные штрих-коды представляют собой последовательность из вертикальных черных и белых полос. Информация шифруется с помощью ширины черных полос, пробелов между ними и расстояния, на котором располагаются полосы относительно друг друга. Данные с такого штрих-кода считываются только в горизонтальном положении. Такой вид штрих-кодов является самым распространённым.

Выделяют наиболее распространённые линейных штрих-кодов:

  • UPC;
  • Code 128;
  • EAN;
  • Interleaved 2 of 5;
  • GS1 DataBar (ex-ESS).

С помощью линейного штрихового кодирования можно сохранить довольно малое количество информации. Для хранения данных в большем объеме принято использовать двухмерные штрих-коды.

Двухмерные штрих-коды

Данные в двухмерном штрих-коде хранятся как вертикально, так и горизонтально.

Существуют следующие виды двухмерных штриховых кодов:

  • PDF417. Он используется на товарах, документах и билетах.
  • DataMatrix. Внешне такой штрих код представляет собой двухмерную комбинацию из черно-белых точек, или модулей. Количество модулей по вертикали и по горизонтали должно быть четным.
  • Aztec kode. Это квадратный цветной штрих-код, состоящий из слоев черного, синего, голубого и зеленого цвета. Особенности кодирования позволяют получать информацию даже при повреждении или искажении штрих-кода.
  • MaxiCode. Чаще всего используется при транспортировке грузов. Информация может носить различный характер. В основном, она отражает специфические особенности: серийный или порядковый номер, уровень опасности, особенности материала, транспортировки, хранения, использования. Такой способ кодирования позволяет хранить и считывать информацию без использования баз данных.
  • Microsoft Tag. Этот штрих-код был разработан организацией Microsoft. Предназначен для фотокамер мобильных устройств. Он позволяет легко и быстро получить информацию, путем наведения камеры на цветную схему, в которой хранится информация. Важным моментом в этом случае является то, что данные для считывания должны храниться на сервере Microsoft.
  • QR-код. Это марка компании Denso Wave Incorporated. Использовать этот код могут физлица и юридические лица. Право использования такого кода не попадает под лицензионные соглашения.

Каждый блок содержит два L-образных пересечения. Он называется шаблоном поиска. Это значительно облегчает считывание информации, образуя специальную область, на которой хранится зашифрованная информация. На двух сторонах блока расположены точки белого и черного цвета. По ним можно определить размер закодированных сведений. В DataMatrix применяется специальный алгоритм коррекции ошибок Рида-Соломона. Это дает возможность восстановить до 30% утерянной информации при механическом повреждении матрицы.

Наиболее широко такой штрих-код используется в промышленном производстве и для маркировки товаров, в том числе этот код располагается на бутылках с алкоголем, на упаковках сигарет, меховых шубах, молочной продукции, на обуви, оборудовании для фотографии, парфюмерных композициях, автомобильных шинах и покрышках. Это закреплено в действующем российском законодательстве с целью обезопасить потребителя от использования продукции низкого качества.

Где используются двухмерные QR-кода?

Использовать этот код могут как физические, так и юридические лица. Право использования такого кода не попадает под лицензионные соглашения. При таком способе кодирования используются четыре основных режима:

  • двоичный;
  • буквенно-цифровой;
  • цифровой;
  • кандзи.

Эта система получила широкое распространение в различных сферах деятельности: автомобильное производство, плакаты, баннеры, буклеты, листовки, справочники, конкурсы, игры, викторины. Многие педагоги используют эту систему на уроках, используя в разных викторинах и опросах. Эта система кодирования используется также в различных организациях: банки, архивы, и даже на почте (для получения и отслеживания информации об отправлении).

В настоящее время существует множество мобильных приложений для считывания QR-кодов и его можно назвать наиболее удобным из всех. Современные технические возможности предлагают множество вариантов оформления QR-кодов: делать их цветными, добавлять различные надписи и узоры. Информация при этом не искажается.

Штрих-коды позволяют существенно экономить время потребителей, а производителей и сотрудников складов или торговых помещений избавляют от бумажной работы. В магазинах и складах все данные с каждого штрих-кода сканируются и передаются в главный компьютер. Далее фиксируется информация о продаже конкретного товара и товар исключается из общего реестра. Таким образом, в конце рабочего дня можно сделать вывод о количестве проданных категорий товаров.

Код DataMatrix для маркировки товара

Код DataMatrix разработала компания International Data Matrix. Внешне такой штрих-код выглядит, как двухмерная комбинация из черно-белых точек. Количество модулей в DataMatrix может различаться. DataMatrix может хранить данные в 50 символов на площади всего 2 мм2. Наносить код DataMatrix можно разными способами: печать, лазер, и тому подобные.

Основными преимуществами штрихового кодирования несомненно являются простота и доступность. В настоящее время возможности использования штрих-кодов значительно расширяются. Их можно создать самостоятельно (используя специальные платформы) и использовать для хранения личной информации.

Кроме того, таким необычным способом можно закодировать информацию для близкого человека. Такой способ передачи информации можно использовать для передачи личных данных и необычных поздравлений и пожеланий.

Дальнейшее преобразование штрихового кодирования предугадать сложно. Но к бесспорным преимуществам относятся: удобство, экономия времени, отслеживание количества и качества товара, учет продукции и дохода, применение не только на производстве и в торговле, но и в повседневной жизни.

Для понимания и использования штрих-кодов необязательно владеть специальными знаниями. Сделать такой способ кодирования максимально доступным для всех было основной задачей его создателей.

Оцените статью
Маркировка
Добавить комментарий