Российский ювелирный рынок остается одной из наиболее закрытых сфер. Предполагается запустить поэтапную подготовку к маркировочной кампании: перед Минфином стоит четкая цель – проконтролировать оборот драгметаллов, минералов, ювелирных изделий. В рамках программы целый перечень камней и металлов подлежит обязательному нанесению маркировки. Также планируется запуск мобильного приложения для покупателей: каждый сможет благодаря индивидуальному DataMatrix коду изделия получить исчерпывающую информацию по материалам, узнать год выпуска, пробу, состав, вес, убедиться в подлинности украшения.
На какие драгоценные камни и металлы предусмотрена маркировка?
- Детальная информация обязательно требуется к бриллиантам и изумрудам, поскольку они самые дорогие.
- Также подлежат нанесению кода фианиты, необработанные алмазы, аметисты, гранаты, рубины и сапфиры.
- Согласно нововведениям, маркируются все драгметаллы, палладий, а также порошковая платина.
- Маркировка нужна и монетам из золота.
При покупке таких изделий потребителю будут выдавать паспорт на продукцию. Применение стандартов маркировки драгоценных камней подтверждает подлинность и легальность товара.
Ювелирные изделия: DataMatrix код
Двухмерный штрих-код в формате DataMatrix является единым форматом при идентификации драгметаллов, драгоценных камней и изделий с ними. В коде зашифрованы основные данные по товару – страна-производитель, дата создания, марка, место добычи минерала или металла. Также формат предусматривает наличие исчерпывающей информации по составу, методу и форме огранки, пробе и соотношении металлов. В паспорт изделия заносят сведения по импортерам и особенности эксплуатации изделий.
Данные, которые ранее указывались в свободной форме на ярлыках продукции, ныне группируются в единый блок. Штрих-код с зашифрованной информацией наносят на товар на этапе производства ювелирного изделия.
Система маркировки ювелирных изделий ГИИС ДМДК
- Задачами запускаемой в настоящее время Государственной информационной системы по контролю за оборотом драгметаллов и изделий с камнями являются внесение учетных данных всех участников рынка камней и металлов в единый реестр. Планируется контролировать нанесение маркировки на ювелирные изделия, расшифровку кодов, заботиться о сохранении данных на каждой стадии оборота товара.
- Будут документально отслеживать сырье и материалы, начиная с выработки и поступления в производство, обработки металлов и минералов до поставки на реализацию в розничную сеть.
- Также единая система займется передачей данных по всем прошедшим маркировку ювелирным изделиям между участниками. Помимо обработки и анализа данных, подготовки отчетов организация примет участие в формировании и поддержке справочников по изделиям и материалам.
- Входящие в состав ГИИС ДМДК производства смогут связываться с операторами посредством личного кабинета.
Сроки обязательной маркировки
Над внедрением ГИИС ДМДК идет активная работа: на данный момент переход к новой системе предусматривает поэтапное введение, рассчитанное на определенные сроки. Маркировку ювелирных изделий ранее планировалось завершить в этом году, но представители Гильдии ювелиров России настояли на отсрочке. Основные этапы кодирования ювелирных изделий намечены на 2022 год. По мнению флагманов отрасли, маркировка в данный период времени чревата остановкой оборота товаров, существенными убытками и возможным нарушением связей внутри отрасли.
- Начиная с 1 сентября 2022 года, производители обязаны позаботиться о наличии обязательной лазерной маркировки на бирке каждого украшения или изделия. Будет запрещена к реализации ювелирная продукция с отсутствующей маркировкой к марту 2024 года. Вполне вероятно, сроки могут сдвигаться из-за актуальных экономических проблем.
- Начнется процесс маркировки с тестового режима, когда каждый участник рынка получит предложение на добровольной основе завести личный кабинет предприятия на веб-ресурсе Федеральной Пробирной Палаты.
- Следующий этап подразумевает выдачу пулов кодов на идентификацию изделий и различных производственных остатков.
- После официального запрета на оборот ювелирных товаров без маркировки к системе подключаются ломбарды и точки скупки.
- Завершается переход полным запретом на продажу и покупку изделий без идентификации.
Производителям ювелирных изделий предложат пройти процедуру нанесения лазерной маркировки на поверхность товара силами специалистов Федеральной пробирной палаты. Необходимость внедрения обязательного приведения изделий к такому стандарту объясняется мерами по защите потребителей от подделок. Также система учета направлена на повышение доверия покупателей: благодаря своевременному отслеживанию продукции на каждом этапе создания можно эффективно выявить потенциальных нарушителей в ювелирной сфере.